Шаровая опора - деталь автомобиля, которая является узлом соединения рычага подвески и ступицы управляемого колеса. Она позволяет поворачивать ступицу при фиксированном положении колеса в горизонтальной плоскости, во время его вертикального перемещения. Сама опора представляет собой конусообразный палец с наконечником в форме шара, который может одновременно вращаться и раскачиваться в корпусе опоры на небольшие углы.
Сайлентблок или резинометаллический шарнир - деталь машин и механизмов, разновидность шарнира, в котором подвижность обеспечивается за счёт эластичности резины, без трения, что позволяет устранить операции обслуживания и смазывания, увеличить срок службы узла, а также снизить уровень передаваемых через шарнир вибраций. Сайлентблоки гасят или изолируют радиальные, осевые, торсионные и карданные колебания. Сайлентблок представляет две металлические втулки, между которыми имеется резиновая вставка. Они служат для соединения деталей подвески и за счет упругой вставки между втулками (резина или полиуретан) гасит колебания, передаваемые от одного узла к другому. Сайлентблоки встречаются как в передней подвеске автомобиля, для крепления рычагов, стабилизатора поперечной устойчивости, так и для соединений в задней подвеске. Также они применяются для крепления коробки передач и двигателя.
Шарнирный (плавающий) сайлентблок - это подшипник, состоящий из двух элементов: наружной обоймы и внутреннего шара. На внутренней стороне обоймы проточена радиусная канавка, являющаяся и направляющим элементом для шара, и ограничителем его перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости обоймы. Сам шар усечен с двух сторон и имеет крепежное отверстие, перпендикулярное плоскости усечения. Замена сайлент-блоков на ШС в элементах подвески и рулевого управления кардинально сказывается на поведении автомобиля: на его реакциях на движение руля и значительно возросшей устойчивости.
Основные признаки выхода из строя шаровых опор:
-
Характерный стук (или, возможно, скрип), появляющийся при прохождении поворотов. В некоторых случаях может даже возникать ощутимое биение рулевого колеса;
-
Боковой люфт колеса, приводящий к износу протектора. В этом случае шина изнашивается неравномерно;
-
Нарушение углов развала и схождения колёс. Это приводит к равномерному одностороннему износу протектора;
-
Возрастание усилия на рулевом колесе.
Основные признаки выхода из строя сайлентблоков:
- Боковой, неравномерный износ покрышек;
- Люфт в сайлентблоке;
- Разрывы, трещины и расслоения резиновой части сайлентблока;
- Ухудшение управляемости автомобиля;
- Характерные скрипы и стуки;
- Нарушение углов развал-схождения колёс;
Основные признаки выхода из строя шарнирных сайлентблоков:
- Автомобиль периодически кидает из стороны в сторону во время движения;
- Неравномерный износ покрышек;
- Автомобиль теряет траекторию движения во время движения на высокой скорости;
- Повороты происходят с задержкой;
- Нарушение углов развал-схождения колёс.